Термин "пикториальной" (живописной) фотографии, как название отдельного направления, был введен в общемировую практику в 1890-х годах. Само это понятие вместе с некоторыми эстетическими концепциями построения изображения были взяты из работ английского фотографа Генри Робинсона. Он придерживался мнения, что фотограф, производящий изображения с помощью фототехники, подчиняется тем же самым законам, что и художник, который использует краски и карандаши. Также Робинсон один из первых начал применять фотомонтаж в качестве приема художественного построения фотоизображения.
Сама пикториальная фотография развилась на основе идеи о том, что изображение на бумаге никак не может считаться объективным воспроизведением реальности, так как по сути она передает не саму окружающую действительность, а всего лишь представления о ней, создающиеся в воображении художника. По мнению приверженцев этого направления, применительно к фотосъемке данный тезис может быть применен, если удастся свести к минимуму документальность изображения. На практике это достигается обычно с помощью использования мягкорисующей оптики под названием монокль. Его применение позволяет создать в кадре необыкновенное ощущение воздушности пространства и некоторой таинственности изображения в целом. Такого рода технический прием был совершенно незаменим в эстетике модерна.
В наши дни многие фотографы делают монокли из обычных советских объективов типа "Гелиоса". Так что если задаться этой целью, можно получить прекрасный инструмент, который позволит прикоснуться к мягкой эстетике и прозрачности снимков XIX века.