Поскольку репортажная тема в фотографии является одной из моих любимых, то хотелось бы поделиться своими наблюдениями касаемо подобной съёмки концертов. Дам некоторые советы и рассмотрим самые распространённые ошибки, которые совершают люди, работающие в данном направлении фото.
Я знаю немало фотографов, кто изначально был поклонником какой-то группы, фотографировал из зала для себя, а потом стал уже это делать профессионально. Ну это ж здорово! Почему бы не совмещать приятное с полезным? Концерт точно так же смотришь и слушаешь, но при этом ещё и фотографируешь. Правда, фотографии потом нужно будет отдать тем, кто тебя аккредитовал. Это могут быть СМИ, либо сама группа, либо организаторы концерта, либо площадка. Бывает, что вообще исходники просят. Либо все отдать и без разрешения никуда не выкладывать в интернете.
И вот заветная аккредитация у вас в руках. Вы приходите на концерт в назначенное время работать. Сразу уточните у тех, кто вам дал аккред, где вы сможете фотографировать. Одна моя знакомая, которая сняла более 2000 концертов разных групп, придя на съёмку коллектива Ночные Снайперы, узнала неприятную новость. Ей разрешили снимать только с пульта звукорежиссера. Либо с трибун. Сами понимаете, что это далеко, и у человека не было с собой телевика. Она была расстроена.
Если вам можно перемещаться по всей локации, то вы сможете намного полнее осветить в своём репортаже концерт. Это может быть гримерка, сцена, около сцены, из танц партера, с трибун, с пульта. Фотограф должен быть везде и снимать с разных ракурсов.
Что нужно снять?
В своём репортаже нужно показать не только вокалиста, но всех музыкантов, техников по сцене, звукорежиссера, светотехника, людей в зале и общие планы. Нужно показать зал тоже, а не снимать лишь сцену. Всю атмосферу концерта надо показать в лицах и эмоциях. Фотосессия не должна быть однотипной и скучной. Фотографии должны вызывать у других интерес. По ним люди понимают, что было на концерте. Словно приобщаются незримо к самому мероприятию. Приходят аккредитованные фотографы обычно к саундчеку (настройка звука).
Какие частые ошибки в концертной съёмке?
Фотограф на концерте становится около сцены и снимает лишь одного вокалиста. Но там же не один человек, а группа! Если, конечно, речь не идёт о чьём-то сольном акустическом выступлении. Ещё пару главных правил, которые часто концертные репортажники нарушают. Они прям основные и их надо запомнить как азбуку. Нельзя валить горизонт. Ибо это смотрится просто ужасно. При просмотре ругаешься и хочется перевернуть телефон или ноутбук, чтобы фото стало нормальным. Нельзя резать гитару и руки гитаристу. Лучше отойти подальше и все взять в кадр полностью. Ниже неудачные фотопримеры того, о чем я упомянула.
Для концертного фоторепортажа не всегда хороша черно-белая фотосессия. Часто получается у людей либо переэкспонировано, либо недоэкспонировано. Еще бывает, что снимают не в формате raw, а в jpeg. Тогда это вообще совсем плохо. Фактически многие ошибки в jpeg уже не исправить на этапе обработки. Да и он даёт мыла и шумов. Нельзя снимать совсем впритык к сцене. Получается, что ты как бы снимаешь снизу вверх, и искажается фигура визуально. Либо человек по итогу на фото будет выглядеть Гулливером, а на фоне его сзади все будет казаться очень маленьким. Тоже такое некрасиво.
Нельзя снимать на автоматическом режиме. Не технике доверяем, а себе! То есть нужны настройки. Но если вы новичок и на мануале ещё вам тяжело все делать быстро, то снимайте на полуавтомате. Снимайте либо в режиме AV (приоритет диафрагмы) либо в TV (приоритет выдержки). Это я говорю про зеркальный фотоаппарат Кэнон. Если научитесь обращаться с этими режимами, то быстрее перейдете и к М (полное ручное управление). Касаемо самих марок фотоаппарата, тут каждый решает сам. Но я бы рекомендовала все же Кэнон, а не Никон. Последний сложнее, не для новичков, и как по мне, то он больше подходит для спортивных репортажей и съёмок природы.
Я считаю что концерта вообще не нужна черно-белая фотография, разве что у вас не выставка с давно минувших дней. Или что-то ретро. Где вы спустя года раскопали свою съемку и решили сделать из этого ретро репортаж воспоминаний. Конечно цвет. Это же концерт, это шоу )) Крутить фотографии вверх головой может быть и не самый лучший вариант, тем более так жестко как на примерах. Хотя, каждый видит по своему и желает передать дополнительную эмоцию.
Главное в репортаже - эмоция, причем натуральная и не наигранная. Если это удалось, значит репортаж получился.
Хорошие и правильные советы. Концерты снимать тяжело, шум, движения, риски ударить или уронить фото технику. Слишком много отвлекающих моментов. Хорошо если снимать издалека с мощным зумом. Но главно наверное это поймать те самые эмоциональные момента музыкантов, пиковые эмоции. Здесь нужно много щелкать, а потом надеяться на удачный момент. Важно не только снять, но и правильно потом выбрать из кучи дублей практически одного и того же момента ))
Спасибо:). На концертах многие фотографы серийную съёмку включают. Удобная вещь. Много кадров в секунду можно сделать. А из всего потом и правда тяжело выбирать. Самое главное - это в однотипность не уйти. Глаз замыливается же. Снять нормально и красиво концерт сложно. Но на то люди и идут в репортажники. Артисты на месте не стоят и ловить приходится. Зато не скучно такое.
Респект за статью! Мне думается, что репортажная фотография - это и есть основной жанр. Есть еще так сказать "уличная" или "стрит фотография", которую у нас часто сокращают до "Жанровой", что звучит привычно, но странно. Так вот это реальность. А все эти студии, постановки и тому...
Я тоже считаю, что уходить в ч/б на концертном репортаже не стоит. Но есть пара моментов. Вот в своей первой статье "Я фотограф, я так вижу" я привела в пример женщину, которая плохо снимает. У неё все в ч/б в основном и только потому, что этой обработкой она пытается скрыть ещё большие...