В фотографии очень полезно порой опираться на опыт коллег из смежных жанров - например, живопись или кинематограф. Иногда это может стать если не единственно возможным способом работы, то хотя бы источником интересных идей и "фишек".
Обратите, например, внимание на то, что в кино крайне редко свет ставится по модели. В фотографии это повсеместно - мы светим модели в лицо лампочкой, направляем на нее максимальное количество источников, чтобы тень легла вот здесь и ни в коем случае не удлинила нос (например). Выверяется каждый милиметр - а на фон никто не обращает особого внимания, это потом как-нибудь "вытянется в фотошопе". Между тем, киношники ставят свет именно по пространству - а модель (актер) приходит уже потом и просто "вписывается" в обозначенный фон. Как-то в нем живет. Соответствует. В нуарном кино персонаж и вовсе может раствориться в обстановке, практически не выделенный светом - и это уже не так прямолинейно вдалбливает в мозг зрителя, что здесь что, он уже может остановиться и задуматься.
Ну это грубо говоря, конечно, тут много условностей, много других мелочей, но главное - почему бы не попробовать в кои-то веки выставлять свет не по человеку, а по пространству?
Ну и в качестве одного из приемов хочу рассказать, как можно выделить лучи света, сделать их фактурными - в фотографии это позволит добиться множества крайне интересных эффектов. Делается это всегда через какую-то структуру. Это может быть настоящий туман или плотный дым, водяная изморось; в качестве искусственного источника дыма можно порекомендовать купить дым-машину для дискотек или просто дымовую шашку - при умелом использовании вообще не будет бросаться в глаза искусственность такого дыма, будут видны только четкие лучи солнечного или любого другого света.
Несколько картинок по теме, для вдохновения.